Что такое авиадеревни: какие у них перспективы

В последние годы в стране появляются авиадеревни — населенные пункты, в которых есть аэродром. В них развита инфраструктура, несмотря на расположение за пределами города, поэтому они привлекают тех, кто желает провести отпуск на природе, но с комфортом. В статье рассказываем о концепции такого туристического объекта, об авиадеревнях Михеево Старт в Калужской области (в Медынском районе), Коробовской в Шатурском районе Московской области, Масловке в Татарстане, Ермаково в Удмуртии, Волжанке в Тверской области, Архыз (Махар) в Кчрачаево-Черкесии. Также вы прочитаете о федеральной сети авиадеревень «Свобода», ее первом поселке в Марьине, а заодно обсудим, как развивается малая авиация в стране.


Автор: Елена Колганова

На обложке: авиадеревня "Михеево Старт", фото предоставлено ее пресс-службой

Что собой представляет авиадеревня

Авиадеревня — это поселок вне городской черты рядом с аэропортом, как правило, с вертолетной площадкой. Благодаря транспортному сообщению с мегаполисами и столицей местность становится привлекательной для жизни, работы и туризма.

  • В англоязычной литературе есть термин fly in resort, дословный перевод — «курорт, куда добираются по воздуху». На самолете или вертолете человек приезжает в живописный уголок природы, живет там несколько дней или недель в отеле, коттедже или палатке, плавает в реке, гуляет по лесу. Кто-то охотится, и тогда тур называют fly-in hunting («охота, на которую прилетают»). Другие ловят рыбу — это считается fly-in fishing [1–3].

  • Для тех, у кого есть свой вертолет, стали основывать fly-in communities — поселки с аэродромом. Другое название — residential airparks (авиапарки с жильем). Это группа домов, рядом с которыми находятся взлетно-посадочная полоса и ангары для транспорта. Если в обычных деревнях жители приезжают домой на автобусе или автомобиле, то здесь — на вертолете [4].

На фото: авиапарк с жилыми домами в штате Орегон, США.
Авторство: Trashbag at English Wikipedia, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=10210850
Путешествия на природу на авиатранспорте и жизнь в поселках с аэродромом популярны в Канаде и США. Как и эти государства, Россия отличается красивыми лугами, озерами, лесами и реками, которые привлекают все больше туристов.

  • На особо охраняемые природные территории в 2018 году приезжало шесть миллионов человек, в 2023-м — более четырнадцати миллионов, а в 2025-м — свыше шестнадцати миллионов [5]. 
  • Однако 41% россиян, путешествуя по стране, отмечают дефицит транспортного сообщения [6]. 

Идея создать авиадеревню в РФ возникла еще в начале 2010-х: житель Санкт-Петербурга Владимир Лысых захотел возродить заброшенные села в Поддорском районе Новгородской области [7]. Спустя несколько лет москвич Владимир Осташко начал основывать поселок со взлетной полосой в Татарстане — в Лаишево [8].

Читайте в нашем Telegram-канале

@pulsputeshestvij

Подписывайтесь


Также у нас есть VK-группа:

https://vk.com/pulsputeshestvij

Подписывайтесь!

Авиадеревни в России: краткая характеристика

Авиадеревни — явление сравнительно новое для нашей страны. В США их насчитывается около семисот [4]. В России — всего несколько: одни уже работают, другие ищут клиентов, которые закажут строительств дома, а третьи возвели первый ангар.

Название

Расположение

Краткая характеристика

Статус в конце 2025-начале 2026 г.г*

Авиадеревня Михеево Старт [9,10]

Михеево, Медынский район, Калужская область

Одно- и двухкомнатные экодома, разрешено селиться с животными.

Сауна, магнал, квадроциклы, снегоходы, рыболовные снасти, теннис, велосипедные прогулки.

Принимает туристов.

Коттеджный поселок «Авиадеревня» [11]

Юрьевское, Калининский район, Тверская область

Дома на берегу Волги. Банный комплекс, ресторан и гриль-бар, беседки. Сосновый лес, стоянка катеров.

Принимает туристов.

Сеть авиадеревень «Свобода» [12]

Федеральная сеть.

 

Первый поселок — в Марьино Жуковского района  Калужской области

Отель дачного типа, ресторан, спа-центр, гостевые дома для владельцев самолетов, бизнес-патио для деловых встреч.

Принимаются заявки на строительство домов.

«Авиадеревня Коробовская» [13]

Шатурский район, Московская область

Первая очередь — 36 домов.  На территории — лес, поля, площадка для животных.

 

Инициаторы проекта планируют открыть школу пилотов.

Принимаются заявки на предварительное бронирование (строительство домов из бруса).

Авиадеревня  в рамках проекта «Экосистема Ермаково» [14]

Ермаково, Увинский район, Удмуртская Республика

Экотропа,  отели, гостевые дома, спортивная полоса для эндуро, детский городок, конюшня, поле для гольфа, фруктовый сад.

Построен ангар, сделана грунтовая взлетная полоса. Налажены полеты парапланов.

Аэрогородок «Масловка» [15]

Рыбно-Слободской район, Республика Татарстан

На первом этапе планируется размещать 30 человек. Разные услуги для туристов.  

 

Возвезден один ангар, оборудована грунтовая взлетная полоса.

Авиадеревня Архыз («Махар») [71]

Курорт Архыз, Карачаево-Черкесская Республика

Коттеджи в видом на горы и лес, велосипеды, езда верхом, рафтинг, зимние виды спорта

Работает база отдыха. В 2026 году рядом с курортом начнут строить аэропорт [72]


*По информации из открытых источников.

Авиадеревня «Михеево Старт» в Калужской области, Медынский район

На фото выше: самолет в авиадеревне "Михеево Старт". Фото предоставлено пресс-службой авиадеревни "Михеево Старт"
Она наиболее известна широкому кругу туристов, находится в часе езды от областного центра и в двух часах от Москвы. Добраться можно на вертолете: на взлетно-посадочной полосе длиной 800 м качественное бетонное покрытие, рядом — ангар и сервисный блок. На этом аэродроме проводится чемпионат России по высшему пилотажу.

«Михеево Старт» — самый, пожалуй, завершенный проект, если сравнивать с другими авиадеревнями. Здесь хорошая туристическая инфраструктура: готовые дома, где уже живут путешественники, инвентарь для летних и зимних видов спорта, сауна.
На фото выше: авиадеревня "Михеево Старт". Фото предоставлено пресс-службой авиадеревни "Михеево Старт"

Коттеджный поселок «Авиадеревня», Юрьевское, Тверская область

База отдыха называется «Волжанка», у нее несколько уютных бревенчатых коттеджей, как обычных, так и VIP. На территории ресторан с большими окнами, а летом можно посидеть в красивых беседках. Сюда приезжают туристы на отдых, проводятся свадьбы и корпоративы.

Длина взлетно-посадочной полосы — 850 метров, ведется круглосуточное видеонаблюдение. Работает штат персонала, занимающегося техобслуживанием вертолетов.

«Авиадеревня Коробовская» в Шатурском районе Московской области

Компания, которая занимается поселком, приложила много усилий, чтобы создать качественную коммунальную инфраструктуру: 15 киловатт электроэнергии на дом, вода не замерзает зимой. Может сложиться впечатление, что в XXI веке всерьез выставлять это преимуществом странно. Однако нет: по данным портала www.cottage.ru, в России покупатели коттеджей часто недовольны коммуникациями [19].

Взлетная полоса — 395 м, ее планируют удлинить до восьмисот метров. Немаловажно — у организаторов заключены договоры с банками, чтобы те предоставляли жителям авиадеревни льготный кредит на покупку самолета или вертолета.

Федеральная сеть авиадеревень «Свобода»

Это самый амбициозный проект из представленных: он предполагает создание федеральной сети авиадеревень. В 2023 году стал победителем форума «Сильные идеи для нового времени».

Схема из презентации сети авиадеревень "Свобода", предоставлена командой проекта
Основатель проекта — предприниматель Виктор Клыша, которому принадлежит агропарк "Долина мечты" на границе Московской и Калужской областей. В команде — космонавт, Герой России Лончаков Юрий Валентинович. Инициаторы ставят цель — сделать малую авиацию доступной каждому [16]. Они считают, что приезжать домой на вертолете — удел не только сверхбогатых: купить такое транспортное средство могут вскладчину несколько сотен или тысяч человек из среднего класса, а пользоваться по принципу кооператива. 

Первую авиадеревню сети "Свобода" создают в Марьине Калужской области. Оборудована взлетная полоса длиной 1,2 км, сделаны дорожки, подведено электричество. Сейчас строят ангары и привлекают клиентов и инвесторов.

Фото из презентации сети авиадеревень "Свобода", предоставлены командой проекта

Авиадеревня в Ермаково, Удмуртия

Инициатор проекта — Владимир Суворов. Он окончил авиашколу и популяризирует полеты. В родной деревне планирует основать аэродром для вертолетов, гирокоптеров и парапланов и сделать целый туристический кластер.

Владимир тоже придерживается мнения: жить в авиадеревне могут обычные люди. Для них будет предусмотрен общий ангар [17].

На фото ниже: территория будущей авиадеревни в Удмуртии (скриншот видео «НТВ»)

Аэрогородок «Масловка» в Татарстане

Его запускает пилот-энтузиаст — Лев Семенов, который был помощником мэра города Нижнекамска. Он и его деловые партнеры вложили часть средств и привлекают дополнительный капитал. По сообщениям СМИ, в 2025 году проинвестированы 81,5 млрд из 791 млрд рублей [18].

Авиадеревня Архыз («Махар») в Карачаево-Черкесии

Находится в государственном заказнике Архыз. Здесь развивают горно-рекреационный комплекс «Авиадеревня Архыз», который свяжет воедино туристические территории Северного Кавказа [73]. Отдыхающих принимает турбаза Махар — у нее деревянные коттеджи от 30 до 65 квадратных метров на берегу горной реки Псыш. Путешественники могут просто гулять на природе или кататься на велосипедах, лодках, заниматься зимними видами спорта [71].

Аэропорт строить начнут в 2026 году: он заработает в 2029-м, если все пойдет по плану. Взлетная полоса будет длинной — 3 километра [72].

Перспективы развития авиадеревень в России

Современные авиадеревни — далеко не первый пример того, как туристы или местные жители добираются до сел по воздуху. В советские годы, когда во многих районах не было автомобильных и железных дорог, вертолеты становились незаменимым видом транспорта.

  • Авиадиспетчер Вячеслав Нурахметов показал «Комсомольской правде» расписание 1978 года: тогда из Кемерова летали в село Салтымаково, где жило 1687 человек [20,21].
  • Газета «Калужские Губернские ведомости» пишет, что в 1980-х в регионе ежедневно совершало вылеты около 40 самолетов и 30 вертолетов [22].
  • Сетевое издание «Реальное время» опубликовало колонку Азата Хакима, бывшего руководителя аэропорта в Татарстане: он рассказывает о полетах в село Сарманово, численность населения которого составляла от 5 до 5,5 тысяч человек [23,24].

В наше время в России хорошо развит железнодорожный и автотранспорт. Считается, что на коротких расстояниях он намного удобнее и рентабельнее авиации. Экономист Научно-исследовательского института железнодорожного траспорта Светлана Муктепавел в диссертации отмечает, что в региональных перевозках исчезает основное преимущество самолетов и вертолетов — скорость: ведь в деревню за 60 км доехать и на обычной машине можно достаточно быстро. Спрос на авиатранспорт растет, когда речь идет о расстояниях свыше 800 км [25].
Источник изображения: [25]
Кроме того, следуя на короткие дистанции, автобусы и поезда делают много промежуточных остановок — а с авиатранспортом так не получится.

Агентство ТАСС с доцентом Московского авиационного института Борисом Артамоновым подробно разобрали, почему вертолеты — дорого. Эксперт упомянул о технических особенностях, которые приводят к большому расходу топлива, и объяснил преимущества и недостатки конструкции альтернативных видов транспорта (конвертоплана, квадрокоптера) [26].

Читайте в нашем Telegram-канале

@pulsputeshestvij

Подписывайтесь


Также у нас есть VK-группа:

https://vk.com/pulsputeshestvij

Подписывайтесь!

Может ли авиатранспорт быть выгоднее авто и поездов

Дэвид Левинсон из Института транспортных исследований Калифорнийского университета в Беркли провел исследование полной стоимости междугородных перевозок авиа-, авто- и высокоскоростным железнодорожным транспортом в своем штате ]27]. 

В этом исследовании автор анализировал многие показатели, в том числе:
  • уровень шума, который создают те или иные виды транспорта;
  • расходы на устранение последствий аварий;
  • затраты на инфраструктуру;
  • транспортные расходы;
  • ущерб окружающей среде и связанные с этим финансовые потери.

Левинсон обратил внимание на то, что шум от транспортных средств наносит экономический урон: например, недвижимость, расположенная вблизи аэропорта, стоит меньше.

Интересные находки исследования:
  • Авиатранспорт характеризуют большие затраты на перевозку людей и грузов, но маленькие расходы на создание инфраструктуры (строительство аэропортов и т.д.). Железнодорожный транспорт — наоборот.
  • Автомобили негативно влияют на экологическую обстановку как минимум в три раза сильнее, чем самолеты.
  • Грамм вредного вещества, загрязняющего окружающую среду, в одном городе наносит больший урон здоровью населения и экономике, чем в другом.
  • Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) обходятся в пятьдесят раз дороже, чем авиакатастрофы. А аварии на железных дорогах происходят настолько редко, что их трудно анализировать. 

Дэвид Левинсон пришел к выводу, что на отрезке пути Лос-Анджелес–Сан-Франциско дешевле всего летать, а дороже — ехать на высокоскоростном поезде.

Надо ли пересаживаться на вертолеты и самолеты

Так как гражданская авиация в большей степени развита в США, стоит посмотреть на причины и попробовать переложить на нашу действительность.

Левинсон в своем исследовании сравнивал самолеты с высокоскоростными поездами, а для последних надо с нуля создавать инфраструктуру (причем даже в 2025 году). Однако, если говорить об обычных железных дорогах, то в США и с ними большие проблемы, как, впрочем, и с общественным автотранспортом [28–31]. Многие видели в новостях кадры американских поездов, которые сходят с рельсов, и слышали о том, как в Штатах трудно куда-то добраться, если нет машины: автобусы почти не ходят.

Причин, по которым наземный общественный транспорт в США плохо развит, много [28–31]:
  • В бюджете штатов не хватает средств на обновление инфраструктуры.
  • Владельцы и топ-менеджеры компаний-перевозчиков не знают, как стимулировать спрос.
  • В обществе сложилось позитивное восприятие автомобиля (особенно в годы, когда культивировалась идея «американской мечты»).
  • Влияют и особенности климата. Там, где ураганы наносят урон железной дороге, инвесторы боятся вкладывать деньги.

Это значит, что в США запуск дополнительных поездов и автобусов будет требовать больших затрат, а рентабельность неясна. В России многое иначе, поэтому американский опыт нужно тщательно анализировать, прежде чем что-то из него перенимать.
Ситуация с железнодорожным транспортом в России и США [31–34]


США

Россия

Пассажирооборот (миллиардов пассажиро-километров) в год

45,57

 

143,7

 

Число сходов поездов с рельсов в год

от 870 до 1072

 

от 20 до 34


Ситуация с авиатранспортом в России и США [35–38]


США

Россия

Пассажиропоток (миллионов человек в год)

876

 

111,7*

Число аварий со смертельным исходом в год

200–300

20–40


*До санкций отечественные компании перевозили еще меньше — в частности, 74 млн людей за 2012 год [39].
  • Несмотря на любовь к автомобилям и самолетам, 65% американцев положительно относятся к пассажирским поездам, а 46% считают, что государство должно больше инвестировать в развитие железнодорожного транспорта, который перевозит людей [40]. 
  • Большинство жителей США (причем не только те, у кого низкий доход) говорят, что при путешествии на поезде для них важнее всего цена. Сейчас железнодорожные тарифы на короткие расстояния иногда превышают стоимость билетов на самолеты [41]. 

Таким образом, можно предположить, что распространенность гражданской авиации в США обусловлена просто несовершенством железнодорожного транспорта в стране: устаревшей инфраструктурой, слабым маркетингом, высокими ценами на услуги пассажирских перевозок.

В отличие от Америки, в России хорошо развит железнодорожный транспорт, он комфортный, безопасный, доступен большому числу людей и пользуется спросом. 59% жителей РФ считают, что путешествовать в поезде удобнее всего [42]. Поэтому в тех деревнях, где уже есть железная дорога, перспективы широкого применения вертолетов и самолетов могут не быть очевидными, когда речь идет о сравнительно небольших расстояниях.

Станет ли малая авиация альтернативной автомобилям в междугородных поездках

В России в год происходит более 130 тысяч ДТП [43]. Они наносят экономике страны ущерб в размере 1,5 триллиона рублей [44].

Кроме того, машины сильно загрязняют окружающую среду. От 40% до 60% выбросов в атмосферу приходится на автотранспорт, а иногда даже до 80% [45,46]. По данным Росприроднадзора, за 2024 году в окружающую среду поступило свыше 17 миллионов тонн вредных химических соединений [47]. Получается, как минимум 6,8 миллионов тонн выбросов — это результат использования автомобилей.

Какие загрязняющие вещества выброшены в атмосферу в России в 2024 году, можно прочитать в таблицах ниже (значения указаны в тоннах) [47].

в том числе твердых

в том числе газообразные и жидкие

диоксид серы

оксид углерода

1715 973

15376 185

2891 757

5284 445



оксид азота   (в пересчете на NO2)

углеводороды (без ЛОС)

летучие органические соединения (ЛОС)

прочие газообразные и жидкие

2009 047

3605 517

1437 207

148 212



«Ведомости» приводят выводы Счетной палаты: если не решаются проблемы экологии и климата, потери страны могут доходить до 2–3% ВВП в год, а в ряде субъектов федерации — до 5–6% валового регионального продукта [48].

Чтобы снизить негативное влияние на природу, в мире все чаще используют электромобили вместо машин, работающих на бензине. А в последние годы в разных странах ведутся разработки аэротакси. Последние представляют собой электрические самолеты вертикального взлета и посадки (СВВП). Их воздействие на природу во многом зависит от загруженности транспортного средства и от расстояния, которое надо преодолеть.
Что говорят исследования
Если СВВП полностью загружен, везет трех пассажиров, то на пассажиро-километр он выбрасывает парниковых газов на 52% меньше, чем машина с двигателем внутреннего сгорания, и на 6% меньше, чем электромобиль. Сравнение велось с теми наземными автомобилями, у которых средняя вместимость — 1,54 человека [49].

При внутригородских поездках СВВП выбрасывают в атмосферу на 47% меньше CO2, чем традиционные вертолеты, но больше, чем:
  • автомобили, работающие на бензине, — на 13%;
  • дизельные машины — на 19%;
  • электромобили — на 256% [50].

Во время поездок за пределы города СВВП выделяют меньше COпо сравнению:
  • с обычными вертолетами — на 77%;
  • с автомобилями, работающими на бензине, — на 46%;
  • с дизельными автомобилями — на 44%.
При этом выбросы СВВП на 68% больше, чем у электромобилей, и на 96% — чем у электропоездов [50].
Когда в России можно будет летать на такси
Если в России заменять автомобили с двигателем внутреннего сгорания на электротранспорт, это способно благоприятно сказаться на экологической обстановке в стране. Вероятно, при внутригородских поездках будет рентабельнее использовать электромобили, а на больших расстояниях — электрички и СВВП. Однако точно на сегодняшний день сказать трудно, с учетом того, что в нашей стране аэротакси еще нет, и гипотетическая стоимость пассажирских перевозок неизвестна. 

В мире уже создан ряд СВВП:
  • В 2024 году китайская компания AutoFlight организовала первый в мире перелет своего аэротакси по маршруту Шэньчжэнь–Чжухай [51].
  • В 2025 году американская Joby Aviation провела испытания своих СВВП в США и ОАЭ [52,53].

В России первые аэротакси могут появиться к 2030–2035 г. [54,55]. Пока для полетов на малые расстояния используют гражданские вертолеты.
Аэротакси (СВВП) компании Joby Aviation.
By Harlan Huntington - https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=142323309
Авиаперелеты в деревню по цене поездок на автомобиле: реально ли это в России?
Рассмотрим на примере Шатурского района на границе Московской и Владимирской областей. Это живописное место: здесь находятся озеро Белое с чистой водой, одноименный санаторий, усадьба лесопромышленника Дашкова И.В., построенная в XIX веке, несколько баз отдыха и «Авиадеревня Коробовская». Железная дорога была в советские годы: сохранились остатки узкоколейки.

  • Чтобы добраться по воздуху до деревни в Шатурском районе из Москвы или Владимира, надо оплачивать час. Стоимость часа аренды вертолета Robinson R44 — от 32 000 до 34 500 рублей [56,57]. Когда летят три пассажира, каждый тратит от 10 667 до 11 500 рублей.
  • Если же человек заказывает обычное такси (автомобиль), то цена — от 7573 до 10 192 рублей, в зависимости от уровня комфорта. На дорогу уйдет 2,5–3 часа вместо одного.
Авиаперелет стоит практически столько же, сколько и поездка на автотранспорте, максимальная разница в цене — 3927 рублей. Получается, правы основатели авиадеревень, которые уверены, что отправиться в село на вертолете по карману многим, не только сверхбогатым.

Что сдерживает развитие малой авиации

По количеству гражданских вертолетов Россия на 7-м месте в мире [58,59]. АО «Государственная транспортная лизинговая компания» («ГТЛК») подчеркивает, что отрасль развивается медленно по следующим причинам [60]:

  • Небольшая прибыль в таком бизнесе, как авиапарк.
  • Дефицит инфраструктуры из-за малого поступления инвестиций.
  • Дороговизна транспортных средств, увеличение расходов на обслуживание и ремонт.
  • Трудности с закупкой импортных комплектующих.

Специалисты Московского авиационного института обращают внимание на нехватку кадров и учебных заведений, сложности регулирования [61].
Топ-20 государств по количеству гражданских вертолетов [58,59].


Страна

Число гражданских вертолетов

США

10052

Франция

3537 или 3540

Канада

2955

Китай

2800

Австралия

2300

Италия

2300

Россия

2225

Южная Африка

1262

Бразилия

1125 или 1109

Соединенное Королевство

1070 или 1062

Новая Зеландия

946 или 919

Германия

890

Япония

810 или 806

Мексика

590 или 586

Испания

530

Швейцария

350 или 345

Венесуэла

350 или 351

Аргентина

321 или 319

Норвегия

265 или 263

Чили

260 или 257

К 2026 году часть препятствий в России начали устранять:
  • На законодательном уровне обсуждают идею выделения аэротакси в отдельный вид авиации [62].
  • Отраслевые сообщества и государство думают, как усовершенствовать систему подготовки пилотов [63].
  • Планируют запуск легких моделей самолетов для перевозок на короткие расстояния [64].

Если первые шаги будут сделаны быстро, то малая гражданская авиация получит импульс к развитию. Тогда, возможно, уже в ближайшее десятилетие мы будем летать из Владимира в Нижний Новгород и из Ульяновска в Казань на аэротакси так же просто, как сейчас пользуемся железнодорожным и автотранспортом.

О чем хорошо бы подумать заранее, развивая малую авиацию

Развитие любой отрасли часто приводит к появлению определенных проблем, которые обществу приходится решать. Чтобы снизить их риск, полезно на старте ответить на многие вопросы.
Контроль в сфере аэротакси — как в авиации или как в такси?
  • Сейчас пассажирские перевозки на самолетах организованы должны образом: пилотов хорошо обучают, перед рейсами их состояние оценивает врач. Транспортное средство проверяют по плану, указанному в карте техобслуживания.
  • А вот в сфере такси многое значительно хуже: по данным ГИБДД, в Москве в топ-5 причин штрафов попали эксплуатация неисправного автомобиля, непрохождение техосмотра, отсутствие водительского удостоверения у человека за рулем, а также езда в нетрезвом виде [65]. Вряд ли в других городах ситуация принципиально отличается.

Пока непонятно: кто будет гарантировать исправность аэротакси, проверять, трезв ли водитель?
Много частного авиатранспорта — больше аварий?
Инициаторы проектов авиадеревень видят важной задачей популяризацию малой авиации в стране. Коммерческий директор ГК «Хелипорты России» Екатерина Грановская в интервью «РБК» отмечает тенденцию — обеспеченные жители крупных городов предпочитают не нанимать пилота, а сами учатся управлять вертолетом [66].

Представим, что в небе стало много СВВП и вертолетов. Но их будем водить мы — люди, которые пока сидят за рулем автомобиля и имеют не всегда положительные привычки и убеждения.
  • Около 70% автовладельцев, опрошенных изданием «БИЗНЕС Online, сказали, что иногда (а некоторые и часто) не соблюдают правила дорожного движения [67].
  • Исследование «Ленты.ру» выявило, что 95% водителей считают превышение скорости «приемлемым» нарушением [68].

Возникает вопрос: какой процент людей, управляющих частным транспортным средством в воздухе, будет «иногда» или «часто» не следовать правилам? Какие нарушения сочтут «приемлемыми» водители личных СВВП? Если человек выпил бутылку водки, вышел из дома, сел в свой вертолет и повел его куда глаза глядят, то никто не будет способен вовремя это предотвратить?


Американские юридические фирмы приводят статистику Национального совета по путешествиям и безопасности США (The National Travel and Safety Board) [69, 70]. Она показывает, что летать на частных самолетах намного опаснее, чем пользоваться услугами пассажирских авиаперевозчиков:
  • На крупных коммерческих лайнерах приходится менее 0,01 летальных исходов на 100 000 часов налета.
  • На самолетах частной авиации этот показатель превышает 2,3 на 100 000 часов налета (т.е. шансы погибнуть в 200 раз выше).

В числе причин такой разницы аналитики называют худшую квалификацию пилотов личных самолетов и заниженные требования закона к техническому состоянию транспортных средств. Очевидно, что нашему правительству следует это учесть при разработке правил регулирования. В перспективе при взвешенном подходе со стороны государства и крупных игроков отрасли авиадеревни способны из экзотики превратиться в популярную модель жизни за городом.

Ссылки

Дата доступа: 26.12.2025

1 - Oak Lake Lodge & Outpost. Fly-in Fishing Resort: an Overview. URL: https://www.oaklakelodge.com/fly-in-fishing-resort-an-overviw 
2 - Andrew Lake Lodge & Camps. Fly-in Hunting Trips Alberta. URL: https://andrewlakelodge.com/plan-your-trip/hunting/ 
3 - Fly in Resorts in the USA and Canada With Their Own Airstrips. URL: https://www.hotel-scoop.com/fly-in-resorts/ 
4 - These Fly-In Communities Let You Park Your Private Jet in the Driveway https://robbreport.com/shelter/homes-for-sale/fly-in-airpark-us-communities-1237193931/ 
5 - Рекорд заповедников и нацпарков России. URL: https://mybiosphere.ru/news/ecotourism-Russian-nature-reserves 
6 - Россияне рассказали, что им не нравится во внутреннем туризме https://www.gazeta.ru/business/news/2024/10/16/24154141.shtml 
7 - Нанопчелы, авиадеревня и экофермы: репортаж из Поддорья. URL: https://news.novgorod.ru/articles/read/379.html 
8 - Взлетная полоса – от порога: москвич строит в Лаишево первую в России авиадеревню. URL: https://www.business-gazeta.ru/article/413349 
9 - Сайт авиадеревни «Михеево Старт» https://mikheevostart.ru/ 
10 - Официальный телеграм-канал министерства культуры и туризма Калужской области. https://t.me/minkult_40/1675 
11 - Сайт коттеджного поселка «Авиадеревня» https://aviaderevnia.ru/ 
12 - Сайт сети авиадеревень «Свободы» https://авиадеревня.рф 
13 - Сайт авиадеревни «Коробовской» https://коробовская.рф 
14 - Фермер создал авиадеревню в Удмуртии https://www.ntv.ru/video/2356047 
15 - Глэмпинг на «Дикой ферме» маралов, авиадеревня и первая в Татарстане рекреационная зона
https://urban-media.ru/blog/novosti/glemping-na-dikoy-ferme-maralov-aviaderevnya-i-pervaya-v-tatarstane-rekreatsionnaya-zona-/  
16 - Взлетная идея. https://rg.ru/2024/11/04/vzletnaia-ideia.html 
17 - Фермер из Удмуртии создал авиадеревню и возрождает малую родину. https://rg.ru/2023/08/23/reg-pfo/polety-vo-sne-i-naiavu.html 
18 - В авиадеревню в Рыбно-Слободском районе вложат 791 миллион рублей. https://www.business-gazeta.ru/news/676072 
19 - На что жалуются жители коттеджных поселков. https://www.cottage.ru/articles/focus/na-chto-zhaluyutsya-zhiteli-kottedzhnykh-poselkov.html 
20 - Развлечения и розыск «потеряшек»: как со времен СССР изменилась малая авиация в Сибири. https://www.nsk.kp.ru/daily/28302.5/4442201/ 
21 - Численность населения городских и сельских населенных пунктов по итогам Всесоюзной переписи населения 1970г. (на 15 января 1970г.) https://42.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/%D0%A7%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85%20%D0%B8%20%D1%81%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85%20%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%BF%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%82%D0%BE%D0%B2%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%92%D0%9F%D0%9D-1970(1).xlsx 
22 - Крылатая Калуга. https://kgvinfo.ru/novosti/obshchestvo/krylataya-kaluga/ 
23- «Моя личная история авиации началась в 1961 году, когда в Заинске приземлился космонавт — собака Чернушка»
https://realnoevremya.ru/articles/89341-azat-hakim-ob-istorii-grazhdanskoy-aviacii-tatarstana 
24 - Сарманово https://tatarica.org/ru/razdely/municipalnye-obrazovaniya/municipalnye-rajony/sarmanovskij-rajon-1/sarmanovo 
25 - Муктепавел Светлана Викторовна. Экономическое обоснование способов освоения железнодорожных пассажирских перевозок в регионах. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Москва, 2018.
https://rut-miit.ru/content/Диссертация.pdf?id_wm=805463&ysclid=mj4u06vqtz224769844 
26- Почему вертолеты не стали общедоступным транспортом? И станут ли им аэротакси? https://tass.ru/ekonomika/6974084 
27- David Levinson. The Full Cost of Intercity Travel: A Comparison of Air, Highway, and High-speed Rail. https://www.accessmagazine.org/fall-1996/the-full-cost-of-intercity-travel-a-comparison-of-air-highway-and-high-speed-rail/
28 - What happened to U.S. passenger rail? https://t4america.org/2024/05/22/what-happened-to-u-s-passenger-rail/ 
29 - Here’s why public transit keeps running out of money. https://www.cnbc.com/2023/07/25/heres-why-public-transit-keeps-running-out-of-money.html 
30 - Why Did America Give Up on Mass Transit? (Don’t Blame Cars.) https://www.bloomberg.com/news/features/2018-08-31/why-is-american-mass-transit-so-bad-it-s-a-long-story 
31 - U.S. trains keep derailing. Why? https://www.cnbc.com/2023/04/20/us-trains-keep-derailing-why.html 
32 - Passenger transport https://data-explorer.oecd.org/vis?lc=en&df[ds]=dsDisseminateFinalDMZ&df[id]=DSD_ST%40DF_STPASS&df[ag]=OECD.ITF&dq=.A...RAIL...&pd=2019%2C&to[TIME_PERIOD]=false&vw=tb 
33 - Results and Reporting. https://eng.rzd.ru/en/9637 
34 - Отчет МСЖД 2022: статистика происшествий на железных дорогах. https://zdmira.com/articles/otchet-mszhd-2022-statistika-proisshestvij-na-zheleznykh-dorogakh 
35 - Which country flies the most? Where are people going? And in which planes? 2024 aviation stats revealed. https://edition.cnn.com/2025/08/09/travel/travel-news-air-transport-statistics 
36- Пассажиропоток российских авиакомпаний в 2024 году вырос почти на 6% https://mintrans.gov.ru/press-center/news/11689 
37 - Fatal U.S. aviation accidents, 2021-25. https://www.axios.com/local/seattle/2025/02/25/charted-flying-s-still-safe 
38 - В РФ число погибших в авиапроисшествиях за 2024 год выросло втрое. https://tass.ru/proisshestviya/23919861 
39 - В 2012 году объем потока авиапассажиров увеличился на 15,4%. https://marketing.rbc.ru/articles/4616/ 
40 - Poll results show Americans continue to strongly support rail development. https://www.globalrailwayreview.com/news/109026/poll-americans-support-rail-development/ 
41 - New RPA Survey: Comfort Matters, But Fares Still Rule the Rails. https://www.railpassengers.org/happening-now/news/blog/new-rpa-survey-comfort-matters-but-fares-still-rule-the-rails/ 
42 - Исследование показало, как россияне путешествуют по России. https://1prime.ru/20250805/rossija-860318346.html 
43 - Число аварий на дорогах за год почти не изменилось. https://www.kommersant.ru/doc/7513879 
44 - Гарант безопасности движения. https://www.kommersant.ru/doc/8209244 
45 - Демьянова В.С. Оценка негативного воздействия предприятий автомобильного транспорта на окружающую среду: учеб. пособие / В.С. Демьянова, Ю.В. Родионов, О.А. Чумакова. – Пенза: ПГУАС, 2014. – 280 с. https://library.pguas.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/920/%D0%94%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%92.%D0%A1.%2C%20%D0%A7%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%9E.%D0%90.%20%D0%9E%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20...%20%D0%B8%D1%81%D0%BF%D1%80.pdf
46- Выхлопы вместо выбросов. https://www.kommersant.ru/doc/3199554 
47 - Информация об охране атмосферного воздуха. https://rpn.gov.ru/open-service/analytic-data/statistic-reports/air-protect/ 
48 - Загрязнение воды, воздуха и земли в России замедляет рост экономики. https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2020/01/12/820395-zagryaznenie-vodi-vozduha 
49 - Kasliwal, A., Furbush, N.J., Gawron, J.H. et al. Role of flying cars in sustainable mobility. Nat Commun 10, 1555 (2019). https://doi.org/10.1038/s41467-019-09426-0
50 - Hagag, N., Hoeveler, B. The feasibility of electric air taxis: balancing time-savings and co2 emissions - a joint case study of respective plans in Paris. CEAS Aeronaut J 16, 763–788 (2025). https://doi.org/10.1007/s13272-025-00811-8 
51 - Electric Air-taxi maker, AutoFlight, successfully performs world’s first inter-city demonstration flight. https://www.internationalairportreview.com/news/214920/electric-air-taxi-maker-autoflight-successfully-performs-worlds-first-inter-city-demonstration-flight/ 
52 - Joby Achieves the First Piloted eVTOL Air Taxi Flight Between Two Public Airports. https://www.jobyaviation.com/news/first-piloted-evtol-air-taxi-flight-between-two-public-airports/ 
53 - Historic first takeoff: Joby Aviation’s air taxi soars high at Dubai Airshow. https://gulfnews.com/business/aviation/historic-first-takeoff-joby-aviations-air-taxi-soars-high-at-dubai-airshow-1.500349583 
54 - Назван первый маршрут аэротакси в России. https://www.gazeta.ru/science/news/2025/02/14/25084538.shtml 
55 - Минтранс допустил появление аэротакси в России в ближайшие десять лет. https://ria.ru/20250930/rossiya-2045276676.html 
56 - Аренда вертолета в Москве. https://jetvip.ru/services/helicopter/ 
57 - Robinson 44 https://www.taxiheli.ru/catalog/robinson-r44 
58 - 20 стран с наибольшим количеством гражданских вертолетов в мире.  https://www.youtube.com/watch?v=rRfLG6_RPMo 
59 - List of countries by number of heliports. https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_countries_by_number_of_heliports 
60 - Транспорт в деталях. Вертолетный парк. https://www.gtlk.ru/press_room/transport-v-detalyakh/beta/ 
61 - Н. В. Просвирина. Анализ проблем малой авиации в России и возможные пути их решения. Журнал "Естественно-гуманитарные исследования", 2020. С. 232-238. DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10107
62 - В Минтрансе рассмотрели законодательную инициативу о введении понятия «авиатакси». https://mintrans.gov.ru/press-center/news/12200
63 - В России планируют усилить подготовку пилотов легких самолетов. https://ren.tv/news/v-rossii/1366977-v-rossii-planiruiut-usilit-podgotovku-pilotov-legkikh-samoletov
64 - Малые крылья большой страны: в России хотят создать до пяти новых моделей легких самолетов. https://www.ixbt.com/news/2025/11/26/malye-krylja-bolshoj-strany-v-rossii-hotjat-sozdat-do-pjati-novyh-modelej-legkih-samoletov.html
65 - ГИБДД Москвы назвала самые частые нарушения среди таксистов. Антирейтинг. https://www.autonews.ru/news/62b5593d9a7947735cf6d461
66 - Управляй мечтой: почему пришло время сесть за штурвал вертолета. https://style.rbc.ru/life/609aaf8a9a794746fbbd0c3c
67 - Опрос: 70% читателей признались, что нарушают ПДД. https://m.business-gazeta.ru/news/639993
68 - Водители в российском городе перечислили «допустимые» нарушения правил. https://lenta.ru/news/2025/12/18/voditeli-v-rossiyskom-gorode-perechislili-dopustimye-narusheniya-pravil/
69 - Studies Show Private Planes Are 200 Times More Deadly. https://www.lyons-simmons.com/news-events/2022/july/studies-show-private-planes-are-200-times-more-d/
70 - Private Plan Crash Lawyers. https://www.aviationdisasterlaw.com/private-plane-accidents.shtml
71 - Сайт авиадеревни Махар (Архыз) https://aviaderevnya-mahar-ru.ru/
72 - Аэропорт рядом с курортом «Архыз» начнут строить в 2026 году. https://travel.yandex.ru/journal/aeroport-ryadom-s-kurortom-arhyz-nachnut-stoit-v-2026-godu
73 - Оптимизация пространственно-планировочной структуры горно-рекреационного комплекса "Авиадеревня "Архыз". Алиев К.У.,, Катчиева М. Р., статья в сборнике трудов XIII Международной научно-практической конференции «Современная техника и технологии: исследования, разработки и их использование в комплексной подготовке специалистов», Невинномысск, 2024. - С. 42-44, eLIBRARY ID: 68555796.

Читайте в нашем Telegram-канале

@pulsputeshestvij

Подписывайтесь


Также у нас есть VK-группа:

https://vk.com/pulsputeshestvij

Подписывайтесь!

Made on
Tilda