Воздушное (летающее) такси и аэротакси: как работает транспорт будущего

В первой половине 2020-х годов прошли полеты воздушных такси в Китае, США и Дубае (ОАЭ). Такой вид транспорта считается более полезным для экологической обстановки, чем традиционные автомобили и вертолеты. Первое летающее такси в России, возможно, появится к 2030-2035 году, по прогнозам Министерства транспорта. А губернатор Самарской области объявил о планах запустить аэротакси между Самарой и Тольятти. Пока в нашей стране ведутся разработки. Если этот тип транспортных средств получит распространение, то необходимо будет устанавливать строгие правила эксплуатации. В статье рассказываем, что такое и как выглядит летающее такси, в чем его особенности, как оно влияет на природу, сколько может стоить проезд.


Автор: Елена Колганова

Что такое воздушное такси, аэротакси, eVTOL и СВВП

Воздушное такси — общее название нескольких видов малой авиации, с помощью которой перевозят пассажиров по коротким маршрутам внутри города или между ближайшими населенными пунктами. Чаще всего речь идет о компактных электрических самолетах вертикального взлета и посадки (СВВП). По-английски они называются electric Vertical Take-Off and Landing (eVTOL).

В профессиональной среде такие машины нередко называют аэротакси. Они не нуждаются во взлетно-посадочной полосе: достаточно небольшой площадки.

Чем летающее такси отличается от самолета и вертолета

Обычный самолет движется за счет того, что силовая установка (двигатель) создает тягу. Ее механизм реализуется следующим образом.
  • Пилот запускает двигатель: в нем начинают работать воздухозаборники, закачивая воздух внутрь двигателя.
  • Воздух сжимают под давлением, а затем сжигают — образуется газ высокой температуры. Его передают на ту часть двигателя, которая называется турбиной — чтобы запустить ее движение.
  • Затем газ идет в сопло, откуда с силой выталкивается наружу — из-за этого самолет «отбрасывает» в противоположную сторону — начинается полет.

В вертолете механизм несколько иной: двигатель запускает вращение винта, а тот создает подъемную силу, «толкающую» транспортное средство.

У винтов в летательных аппаратах высокий коэффициент полезного действия, их использовать выгодно. Поэтому их применяют не только в вертолетах, но и в самолетах: разработаны модели где не традиционный турбореактивный двигатель, а турбовинтовой.

Отличия СВВП (eVTOL) от самолета и вертолета:
  • Тяга двигателей обычного самолета направлена вперед — она «толкает» воздушное судно, преодолевая сопротивление воздуха. Тяга СВВП направлена вертикально: транспортное средство может осуществлять движение сразу вверх, не набирая предварительно скорость.
  • Вертолет перемещается в воздухе за счет вращения винтов. СВВП летит параллельно земной поверхности за счет тяги, создаваемой неподвижным крылом.

Читайте в нашем Telegram-канале

@pulsputeshestvij

Подписывайтесь


Также у нас есть VK-группа:

https://vk.com/pulsputeshestvij

Подписывайтесь!

Чем воздушное такси отличается от такси на воздушной подушке

Воздушное такси летает над городской застройкой, реками и магистралями, не соприкасаясь с поверхностью.

Такси на воздушной подушке передвигается над поверхностью земли или воды, опираясь на поток воздуха под корпусом. Транспортное средство не поднимается в небо.
Судно на воздушной подушке «Кайман-10» производства нижегородской «Экстрим Моторс».
Автор фото: Extrememotors. Собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=48113727

Как выглядит летающее такси

Воздушное такси компактное и функциональное. Конструкторы стремятся уменьшить шум и повысить устойчивость при взлете и снижении.

Большинство моделей используют схему с несколькими роторами или поворотными винтами. Подобное решение обеспечивает вертикальный подъем без разбега. Корпус выполняется из легких композитов, рассчитанных на нагрузки при частых перелетах.
Летающее такси модели E20 компании TCab Tech. By FlyingFoxer808 - Own work, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=156600694
Внутреннее пространство напоминает автомобиль бизнес-класса. Кресла рассчитаны на короткие перелеты и оснащены ремнями безопасности. Панорамные окна позволяют любоваться городом с высоты.

Чаще всего салон рассчитан на двух–четырех пассажиров без учета багажа. Такой формат ориентирован на индивидуальные поездки и небольшие группы. Однако разрабатываются и аэротакси большей вместимости.
Воздушное такси немецкой компании Volocopter. By Raymar Laux - Volocopter GmbH, CC BY 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=103623055

Беспилотное воздушное такси

В мире на дорогах можно встретить обычные автомобили, которыми управляет не человек, а механизм. Ученые из Университета Центральной Флориды исследовали аварийность 35113 обычных машин (с водителями) и 2100 беспилотных. Выяснилось, что на последних шансы попасть в ДТП ниже, за исключением поворотов и езды на рассвете или в сумерках.

Так как беспилотные транспортные средства безопаснее, разработчики воздушных такси тоже создают самоуправляемые модели. Среди них — электрические СВВП EH216-S от eHang, TD550 от Shenzhen United Aircraft Technology Co.Ltd. и другие.

Есть ли летающие такси уже сейчас

СВВП начали конструировать еще в начале XX века. В 1909 году российско-немецкий инженер Борис Луцкий создал экспериментальную модель самолета Луцкой-1, в котором:
  • Два боковых винта отвечали за движение вверх.
  • Передний винт обеспечивал перемещение воздушного судна в полете параллельно поверхности Земли (горизонтально).
Первый в мире самолет вертикального взлета и посадки "Луцкой-1".
Фото: общественное достояние.
Впоследствии вооруженные силы разных стран изобретали СВВП. Некоторые из таких летательных аппаратов могли перемещаться со сверхзвуковой скоростью:
  • Немецкий EWR VJ 101 (программа впоследствии свернута, модель помещена в музей).
  • Французский Дассо «Мираж» IIIV (разбился во время испытаний).
  • Советский Як-141 (программу остановили после распада СССР).

Некоторые преимущества Як-141 использовала американская Lockheed Martin, создав СВВП F-35.

В реальных боевых действиях в мире применялся британский «Си Харриер». Его использовали в войне Соединенного Королевства с Аргентиной, а также в период бомбардировок Югославии армией НАТО. 

В гражданской авиации в наше время разрабатывают электрические СВВП, которые приводятся в движение мощным аккумулятором. Передовые модели выпущены в Китае и США. О них расскажем в следующих разделах этой статьи.

Читайте в нашем Telegram-канале

@pulsputeshestvij

Подписывайтесь


Также у нас есть VK-группа:

https://vk.com/pulsputeshestvij

Подписывайтесь!

Воздушное такси в Китае

Около 70% территории Китая покрыто горами и холмами, где возможности для развития железнодорожного и автотранспорта бывают ограничены. Поэтому в стране появился импульс к развитию гражданской авиации. 

Правительство Китая планирует заниматься развитием населенных пунктов в низкогорной местности. По его поручению десять регионов подготовили планы укрепления экономики таких территорий. Где-то уже начали принимать практические меры. Например, город Маньян открыл научно-исследовательский институт экономики низкогорья. Но больших успехов достиг Шанхай — недаром большинство китайских стартапов с электрическими СВВП основано здесь.

EHang Holdings

В издании «Синьхуа» можно прочитать о компании EHang Holdings. Ее основной продукт — EH216-S, первый и единственный в мире электрический СВВП, который получил все четыре сертификата, необходимые для коммерческого использования:
  • Одобрение конструкции транспортного средства (Type Certificate, TC).
  • Разрешение на производство (Production Certificate, PC).
  • Документ, подтверждающий пригодность к полетам (Airworthiness Certificate, AC).
  • Разрешение на эксплуатацию (Operational Permit).

Беспилотное летающее такси EH216-S выполнило свыше 66 тысяч безопасных полетов в девятнадцати странах. Теперь компания планирует коммерческие перевозки, прежде всего, в низкогорьях Китая.
Воздушное такси китайской компании EHang. Автор фото: NCDOTcommunications. NCTranspoSummit-2020.01.08-0106, CC BY 2.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=93874019 

United Aircraft

Вторая компания, добившаяся результата, — Shenzhen United Aircraft Technology Co.Ltd. Ее беспилотный летательный аппарат называется TD550. Регуляторные органы Китая одобрили его конструкцию (выдали Type Certificate). 

Volant

Пользуется спросом eVTOL (электрический СВВП) VE25-100 от Shanghai Volant Aerotech Co., Ltd. Они продаются под брендом Skylar: недавно покупатель из Таиланда заказал 500 экземпляров. В салоне помещается шесть пассажиров, транспортное средство способно преодолеть от 200 до 400 км со скоростью 235 км/ч.

TCab Tech

В другом репортаже «Синьхуа» рассказывает о достижениях Shanghai TCab Technology Co., Ltd. В 2023 году она провела испытательный полет своего аэротакси E20 в Шанхае. Этот аппарат способен преодолеть 200 километров со скоростью до 320 километров в час. Компания готова продавать E20 по цене 2 млн долларов США за экземпляр, в то время как на мировом рынке электрические СВВП стоят более 4 млн долларов.
Китайское аэротакси от TCab Tech. By FlyingFoxer808 - Own work, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=156600695

AutoFlight

Один из ведущих китайских разработчиков воздушного такси — AutoFlight, основанный тоже в Шанхае. Модель электрического СВВП называется Prosperity. Он установил мировой рекорд, пролетев более 250 км на одном заряде, сообщает China Daily. Экземпляр аэротакси Prosperity уже купила японская компания, а AutoFlight для развития международного бизнеса открыла филиалы в Германии и США.

VerTaxi

На выставке в ноябре 2025 г. стартап VerTaxi представил электрический СВВП М1 (Matrix 1). Во время мероприятия компания заключила сделки с китайскими и международными клиентами на общую сумму более 2 млрд юаней на 200 единиц M1.

Aridge (Xpeng Aeroht)

В ноябре же Aridge (ранее этот производитель eVTOL назывался Xpeng Aeroht) в провинции Гуандун начала производство электрического летательного аппарата Land Aircraft Carrier. Он выпускается в модификациях пилотируемого и беспилотного воздушного такси в Китае. На заводе возможен сбор одного экземпляра за полчаса. Компания уже получила заказы на 5000 единиц техники.
Китайское аэротакси от XPeng X2
Авторство: 中国新闻社, CC BY 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=136956976

Летающее такси в США

В США тоже многие компании разрабатывают летающее такси. Калифорнийская Archer Aviation создала модель Midnight. С ее помощью можно совершать 10-20—минутные поездки с четырьмя пассажирами.

Наиболее преуспела Joby Aviation, Inc. В 2025 году она успешно устроила полет своего электрического СВВП между двумя аэропортами. Компания планирует пройти сертификацию и начать коммерческие рейсы внутри США, прежде всего в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке.
Летающее такси в США от Joby Aviation.
By Harlan Huntington - https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=142323309

Воздушное такси в Дубае

ОАЭ заинтересованы внедрять новые технологии. Страна сотрудничает с британской Skyports, которая помогла спроектировать четыре «вертипорта» (места, где электрические СВВП заряжают аккумуляторы и высаживают пассажиров).

  • Американская Joby Aviation провела пробный полет своего eVTOL в ОАЭ. В 2026 году начнется коммерческое использование ее аэротакси в стране.
  • Китайская Aridge также завершила первые испытания в Дубае и уже получила 600 заказов на Ближнем Востоке. Широко применять ее летающее такси здесь планируют в 2027 году.

Аэротакси в других странах

Во многих государствах решили закупать китайские и американские воздушные такси, поскольку те прошли испытания и хорошо себя показали.
  • Южная Корея заказала 100 экземпляров Midnight от Archer Aviation. 
  • О планах использовать СВВП от EHang заявили Руанда, Саудовская Аравия. Заинтересованы и европейские страны: в 2025 году в испанском городе Бенидорм устроили пробный полет беспилотного аэротакси EH216-S.

Некоторые государства стараются создать свои электрические СВВП. В Германии одни из самых известных разработчиков — Lilium и e-volo (Volocopter). Последний даже получил инвестиции от китайской Geely. Во Франции летающее такси делает Ascendance Flight Technologies, в Великобритании — Vertical Aerospace, в Бразилии — Eve Air Mobility, в Индии — Vjaitra Air Mobility и Sarla Aviation.

В большинстве случаев коммерческое применение воздушных такси планируется на конец 2020-х или первую половину 2030-х.
Немецкое летающее такси от Lilium. By Matti Blume - Own work, CC BY-SA, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=132326537

Когда будет первое летающее такси в России

В России в начале 2025 года издание «Газета.ру» опубликовало мнение главного конструктор центра «Беспилотные летательные аппараты» Дирекции «Аэромобильность» Московского авиационного института Максима Калягина: он считает, первое летающее такси в России появится в течение 5-10 лет.

Похожий взгляд на скорость развития отрасли и у Министерства транспорта: они назвали информагентству «РИА Новости» срок «ближайшие десять лет».

Таким образом, если научно-исследовательские работы и сертификация пойдут по плану, у нас есть шанс начать летать на такси в 2030-2025 годах.

Испытания аэротакси в Самаре

Министерство транспорта осенью 2025 года сообщило, что начались испытания летающего такси в Самарской области. Примерная стоимость транспортного средства — 50 млн рублей. Аэротакси поможет повысить эффективность перевозки людей и грузов, поэтому затраты должны окупиться.

Воздушное такси — это дорого?

Считается, что авто- и железнорожным транспортом ездить дешево, а путешествовать по воздуху — дорого. В действительности это не всегда так.

Например, 20 января 2026 года из Москвы в Астану можно добраться на самолете без пересадок за 13 553, 13 924 или 13 865 руб.
Если отправиться на поезде по тому же маршруту тоже 20 января 2026, то самый дешевый билет на плацкарт — 23 484 руб.
Пока электрических СВВП у нас нет, поэтому можно сравнить стоимость поездки на такси с обычным вертолетом. Допустим, из Владимира или Москвы надо слетать за 200 км.
  • Арендовать вертолет Robinson 44 на час стоит от 32 тысяч рублей в начале 2026 года. Если едут три пассажира, то каждый платит около 11 тысяч руб.
  • Когда человек заказывает обычное такси, с него возьмут от 7573 до 10 192 руб.
Пользоваться вертолетом выходит дороже, но ненамного.
В Китае подсчитали, что стоимость передвижения на аэротакси E20 производства Shanghai TCab Technology Co., Ltd составит всего четыре юаня (около 45 рублей) за пассажиро-километр. По цене это сопоставимо с поездкой на обычном такси (автомобиле) премиум-класса, но добратьс получится в пять раз быстрее.

Как летающее такси влияет на природу

В мире изучают, как электрические СВВП влияют на природу. Особое внимание исследователи уделяют выбросам вредных химических соединений. Авторы одной работы пишут: когда в аэротакси заполнены все места, то оно выделяет на 6% меньше парниковых газов, чем электромобиль средней вместимостью 1,54 человека, и на 52% меньше по сравнению с автомобилем, работающем на двигателе внутреннего сгорания.

Выводы другого исследования таковы:
  • Когда электрический самолет вертикального взлета и посадки перемещается по городу, его углеродные выбросы меньше, чем у вертолета, но больше, чем у всех видов автомобилей (даже у тех, что с двигателем внутреннего сгорания).
  • А вот при междугородных перевозках аэротакси выбрасывает в атмосферу меньше СО2, чем автомобили, работающие на бензине и дизельном топливе, и вертолеты. Если сравнивать с электричками и электромобилями, то влияние электрического СВВП на природу все равно сильнее. 

Вопросы, которые вызывает тема воздушных такси

Аэротакси — оно, хотя и летающее, но такси. Следовательно, есть риск возникновения похожих проблем, с поправкой на специфику. В первую речь идет о качестве услуг. По данным опроса ВЦИОМ, 66% россиян, пользуясь такси, за последний год сталкивались с разными проблемами.
Таблица с сайта ВЦИОМ
Московская ГИБДД заявляет, что столичные таксисты часто:
  • используют машины, которые неисправны;
  • не имеют водительского удостоверения;
  • не возят транспортное средство на техосмотр;
  • водят в состоянии алкогольного опьянения.

Можно ожидать, что среди владельцев аэротакси тоже какой-то процент станет игнорировать техосмотр. Возникает вопрос: кто, как и насколько эффективно будет следить за этим?

Если электрические СВВП будут применяться широко, то, возможно, люди начнут приобретать их для себя (по аналогии с личным автомобилем). Тогда надо учесть, что мы, россияне, считаем допустимым не соблюдать некоторые правила дорожного движения: об этом заявили 95% опрошенных «Лентой.ру». В другом исследовании 70% подвердили, что нарушают ПДД. Скорее всего, при массовой эксплуатации электрических СВВП лишь вопрос времени — когда мы начнем сознательно отступать от правил.

Аэротакси как транспорт будущего

По исследованию компаний «Росгосстрах» и «Автокод», еженедельно в нашей стране 37% водителей автомобилей стоят в пробках 3-7 часов, а 14% — еще больше. Autonews со ссылкой на Министерство транспорта писал, что из-за дорожных заторов экономика страны еще в 2012 году теряла 7-9% ВВП.

Развитие аэротакси связано с попыткой переосмыслить городскую мобильность. Мегаполисы растут быстрее дорожной сети, а наземный транспорт все чаще упирается в предел пропускной способности. Полеты на малой высоте открывают дополнительные возможности для перевозки людей и позволяют разгрузить автомагистрали. Для плотно заселенных городов это выглядит особенно привлекательным. Однако важно продумать правила воздушного движения летающих такси, развить инфраструктуру и позаботиться о том, чтобы стоимость производства и эксплуатации транспортных средств позволяла установить разумные цены на поездки.

Читайте в нашем Telegram-канале

@pulsputeshestvij

Подписывайтесь


Также у нас есть VK-группа:

https://vk.com/pulsputeshestvij

Подписывайтесь!

Made on
Tilda